Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 мая 2018
Сирия взялась за железные дороги

Сирия взялась за железные дороги

Россия будет участвовать в восстановлении экономики САР
Алексей Чичкин
15.02.2018
Сирия взялась за железные дороги

В конце января – начале февраля в Москве были достигнуты договоренности о российском технологическом и финансовом содействии восстановлению энергетики и транспортной инфраструктуры Сирийской арабской республики. Немногим ранее глава Генеральной дирекции железных дорог САР Наджиб Аль Фарес провел переговоры в Минтрансе и Минпромторге РФ по вопросам российского участия в восстановлении железнодорожных объектов в Сирии, соответственно, с замминистра транспорта Сергеем Аристовым и с директором департамента международного сотрудничества Минпромторга Алексеем Господаревым.

Согласно официальному сообщению Минпромторга РФ, «стороны предметно обсудили перспективы участия российских компаний в проектах развития железнодорожной инфраструктуры в Сирии. В том числе, реконструкцию действующих депо, поставку подвижного состава, обучение персонала. В переговорах участвовал заместитель гендиректора по продажам и работе с органами власти АО «Синара-Транспортные Машины» Антон Зубихин. Представители АО «НПК Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил) провели для сирийских партнеров презентацию своей продукции». Сирийская делегация «посетила также ряд предприятий, входящих в АО «Синара-Транспортные Машины», в частности по производству путевой техники и тепловозов».

Еще в октябре 2017 г. Наджиб Аль Фарес говорил, что в ходе заседания сирийско-российской межправкомиссии сирийская сторона предложила ряд проектов по развитию транспортной инфраструктуры.

Среди «наиболее приоритетных проектов – восстановление железнодорожной линии длиной 290 километров, соединяющей сирийское побережье (порт Тартус. – А. Ч.) с крупными месторождениями фосфатов в северо-восточной части страны. В будущем этот участок соединится (линия в 300-370 км. – А. Ч.) с сопредельной транспортной системой Северного и Центрального Ирака».

Этот комплексный проект был предварительно одобрен межправкомиссией. А окончательное соглашение по участию России в восстановлении и развитии железнодорожной инфраструктуры Сирии намечено подписать не позже 1-го квартала с.г. По имеющейся информации, концессии будут основной формой сотрудничества в данной сфере по аналогии с концессионным участием РФ в эксплуатации и развитии железнодорожной сети Армении (с 2008 г.). Наджиб Аль Фарес особо выделил проект «по расширению порта Тартус (туда подведены железная дорога и нефтепровод из Северного Ирака. – А. Ч.), так как это стратегический порт для Сирии и Ирака. Работаем также над созданием проекта нового порта взамен порта Латакия (расположен вблизи сирийско-турецкой границы) или расширения существующего в Латакии».

Что касается энергетического сектора, то здесь надо сказать, что Россия и Сирия 31 января с.г. подписали дорожную карту на 2018-2019 гг. с возможностью пролонгации по сотрудничеству в энергетике (подписана главой минэнерго РФ А. Новаком и министром электроэнергетики Сирии Мухаммедом Зухейром Харбутлии). Документ предусматривает восстановление российской стороной разрушенных, модернизацию действующих и строительство новых энергообъектов в Сирии на основе концессионного контракта. Подписи под документом поставили министр энергетики РФ Александр Новак и министр электроэнергетики САР. Соответствующие проекты стали возможны благодаря тому, что значительная часть сирийской территории уже освобождена от террористических и сепаратистских группировок.

Эти договоренности, от реализации которых зависит реанимация сирийской экономики, – первые за восемь лет кровавой бойни, спровоцированной Западом и его союзниками в этой стране.

Но сухопутное транспортное сообщение между РФ и Сирией рискует оказаться парализованным ввиду транспортно-экономической блокады Сирии со стороны Турции.

Предотвращение закупорки этой артерии зависит от сближения позиций Москвы и Анкары по окончательному урегулированию внутрисирийской ситуации и от возобновления железнодорожного грузового транзита по коридору Армения – Турция, прерванного односторонним решением Анкары весной 1993 г.

Заметим, что сирийская транспортная система наряду с ее очевидной ролью для экономики страны – важнейший транзитный коридор для многих стран Ближнего и Среднего Востока (Ирак, Иордания, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, Катар). Железнодорожные и нефтепроводные пути соединяют эти страны с сирийскими и ливанскими, портами, а также обеспечивают выход тех же стран в Турцию и далее в Европу, что, кстати, весьма важно и для экономических связей России с данными странами. Как видим, значение российско-сирийского сотрудничества по восстановлению и развитию транспортной инфраструктуры и энергетики Сирии выходит далеко за рамки региона.

В этой связи вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил в конце 2017 г.: «Сирия планирует сотрудничать исключительно с Россией в вопросе восстановления своих энергетических производств».

А 2 февраля первый замминистра энергетики Алексей Текслер сообщил СМИ, что «уже обсуждаются варианты участия "Технопромэкспорта" – структуры "Ростеха" – в реконструкции четырех ТЭС в Сирии в рамках дорожной карты по восстановлению сирийских энергетических объектов».

Но опять-таки камень преткновения, особенно в железнодорожных перевозках, - транспортно-экономическая блокада Анкарой Сирии. Между тем эти перевозки географически возможны и через черноморские порты Турции, далее – по её железным дорогам в Сирию, а также по коридору Армения-Турция. Но Анкара, поддерживая Азербайджан в карабахском конфликте, в начале 1993-го прервала железнодорожное сообщение с Арменией. Так что развитие сухопутного транспортного сообщения между РФ и Сирией зависит от позитивных трендов и в карабахском урегулировании, и в российско-турецком диалоге по сирийской проблематике.

Но это отдельная тема и особенная. Вместе с тем напомним, что между СССР и Сирией, хотя и в малых объемах, перевозки осуществлялись еще в 1960-х – середине 1980-х гг.: железнодорожным путем через Армению и Турцию, далее через турецкие черноморские порты. Но пока выбора нет, и единственный реальный вариант сводится к традиционному морскому транзиту через Босфор и Дарданеллы.

 

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
26.04.2018
Владимир Малышев
Растет число западных журналистов, считающих политику оголтелой русофобии безумной.
Фоторепортаж
26.04.2018
Подготовила Мария Максимова
В Париже проходит мультимедийная выставка «Новомученики и исповедники Церкви Русской».

Создание сайтов Создание сайтов в Киеве