Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2018

«Отгородят» ли Керчь от Крыма?

Комментирует экономист Артем Леонов
20.07.2017
«Отгородят» ли Керчь от Крыма?

Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель Севастополя в СФ Андрей Соболев предложил построить канал через Ак-Монайский перешеек.

Комментирует экономист Артем Леонов:

– Идея «транскерченского» канала возникла ввиду возможного закрытия Керченского пролива в течение июля-августа с.г. в связи с сооружением Крымского моста через этот пролив.

Итак, возможное, притом временное закрытие Керченского пролива требует, оказывается, сооружения канала – естественно, постоянного – для азовско-черноморского судоходства. Временное закрытие пролива наверняка будет трактоваться Киевом в том смысле, что «дескать, мы запираем соседей в рамках внутреннего моря, коим фактически станет Азовское море».

Передержка здесь очевидна. Во-первых, Украина располагает цепочкой приазовских портов (Геническ, Бердянск, Мариуполь). Соответственно, это и азовская линия, и примыкающая к ней акватория. Уже поэтому Азовское море вряд ли может определяться как сугубо внутреннее море России или Украины. А, во-вторых, – с учетом воссоединения Крыма с Россией – требуется официальное межгосударственное разграничение в том же море. Другое дело, что Украина, вкупе с Западом, не признаёт суверенитета РФ в Крыму и в примыкающих к нему акваториях – черноморской и азовской.

А вот то, что Азовское море станет, по сути, внутренним морем – кто-то может расценить как некие «притязания» России на украинское континентальное Приазовье... Такого рода оценки то и дело озвучиваются официальным Киевом и вроде бы «независимыми» украинскими политологами. А на Западе к этим оценкам, как известно, относятся сочувственно. Их провокационность очевидна, но главное – есть повод для антироссийских санкций и в целом для нагнетания антироссийской истерии как на Украине, так и в странах Запада.

И потом, в случае сооружения упомянутого Ак-Монайского канала наверняка произойдёт закупорка на магистралях, примыкающих к Крымскому мосту (т.е. во «внутренний» Крым и по обратному маршруту). В том числе и на транскрымской 4-полосной автомагистрали «Таврида» с ее ответвлениями в восточнокрымский район (эти артерии строятся с мая 2017 г., ввод их в действие намечен к 2019-му). Кстати, всё это проектировалось в начале 1950-х, когда Крым был ещё в составе РСФСР. Наличие же Ак-Монайского канала потребует, скорее всего, не единственного сухопутного перехода через эту артерию. По ряду оценок, совокупная инвестстоимость таких переходов будет почти сопоставима с затратами по сооружению Крымского моста.

Что же касается самого моста, то А. Соболев отмечает, что «…сюда также плюсуют сложности геологии и сейсмики, которые при эксплуатации моста сыграют рано или поздно губительную роль для всего водного района. Зимние штормы, бесспорно, несут большую опасность, периодически в проливе случаются катастрофы, тонут суда, гибнут люди, утрачиваются грузы. Мост, по мнению оппонентов, только усложнит эту ситуацию. В перечне проблем не забыты ихтиология и рыбные ресурсы, зловещие экологические прогнозы и т.д.».

Как известно, Киев твердит об ущербности Крымского моста. Хотя этот проект тщательно проработан и в экологическом плане. Впрочем, любое крупное строительство сопряжено с экологическими издержками, но они, по крайней мере, минимизируются при использовании соответствующих технологий. Которые и применяются в процессе сооружения коридора-перехода через Керченский пролив.

Примечательно, однако, совпадение: украинские власти в конце июня с.г. заявили о намерении привлечь NASA (США) к оценке экологической ущербности моста в Крым.

Отмечено также, что благодаря Ак-Монайскому каналу «логистика судоходства и сообщений с Азовскими портами, бассейном Дона, получит дополнительные варианты». Но в этих аргументах, видимо, не учитывается, что сооружение в Крыму этой артерии – во всяком случае, для судов с российского Дона – станет дополнительным поводом для расширения антироссийской кампании не только на Украине.

Впрочем, по мнению А. Соболева, «экономию таких маршрутов следует просчитать, равно как и экономику создания самого сооружения в свете вышеперечисленных экологических и гидрологических аспектов. Но бесспорно, что даже в качестве запасного прохода на случай разных аварийных ситуаций в проливе эта гипотеза имеет право на жизнь».

Приводятся и историко-географические аргументы в пользу создания «транскерченского» водного пути, со ссылками на зарубежные каналы, в том числе – через Коринфский перешеек (Греция). Но характерно, что через тот же Коринфский канал «длиной 6 км» «перекинуты один железнодорожный и три автомобильных моста». Неужели меньше таких мостов потребует Ак-Монайский канал протяженностью минимум 20 км? Во всяком случае, создание этих переходов точно не будет дешевле коринфских...

В 1970-х и позже прорабатывалась возможность обхода Керченского пролива («река-море») в соседнем районе Краснодарского края: через узкий перешеек от южноазовского Темрюка к Черному морю. От моря этот кубанский порт отделен в основном лиманами. Соединение их друг с другом составило бы максимум 30 км. Однако лиманы и низовья Кубани имеют важнейшее экологическое значение для всего прилегающего региона, в том числе для восточного Крыма. Поэтому возникли возражения со стороны многих экологов, и проект не состоялся.

Однако из-за известной позиции Украины и Запада по Крыму и возможного временного закрытия судоходства через Азовско-черноморский пролив не исключено возвращение к проекту судоходства через Темрюкско-Нижнекубанский район. Эта артерия обеспечит дополнительное сообщение между российскими портами на соседних морях, причем – в отличие от Ак-Монайского варианта – по кратчайшему пути. Это, кстати, немаловажно в военно-стратегическом отношении. Что же до экологии, то в современных технологиях строительства подобных артерий имеется весомый природоохранный сегмент, предусматривающий минимальный ущерб при прокладке и использовании таких водных путей.

В любом случае, вопросы судоходства по действующим и новым международным маршрутам – а таковых большинство – это, безусловно, вопросы и политические. Поэтому, образно говоря, нужно отмерить даже больше семи раз


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.



Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Эзоп-1
25.07.2017 2:06
Почему же -дел у них полно:  каждодневная "ругань" властей Украины (при росте перекачки через неё газа...) и... разделение дачников на садовников и огородников, чтобы обложить дополнительным налогом-оброком (как при "позднем" Хрущёве). Правда, к депутатам/сенаторам это не относится...
Serg
24.07.2017 17:19
Очередная бредовая идея - как оправдание существования организации "Совет Федерации" да и вообще депутатских кресел. Других дел нет.
Жизневский
22.07.2017 14:55
География Северного ("околосивашского") и восточного Крыма полна соблазнов для  создания сквозных каналов. Но соблазны  - это ещё не  всесторонне обоснованные проекты. И в мире далеко не везде основываются на такого рода  соблазнах.
Елена А.
21.07.2017 22:56
Крымский мост не может не вызывать за рубежом (особенно на Западе) "злобы". Поэтому не нужно - пусть и невольно - это косвенно "подпитывать".
  Наверное, сейчас  более актуально то, что в Крыму  цены зачастую даже выше московских, и продолжают расти. Т.е. "бизнес" превращает Крым  в аналог постолимпийского Сочи, а одновр. - совещания/постановления - вернуть бы россиян на российские курорты. Театр, и только...
Елена А.
21.07.2017 13:03
Крымский мост не может не вызывать за рубежом (особенно на Западе) "злобы". Поэтому не нужно - пусть и невольно - это косвенно "подпитывать".
  Наверное, сейчас  болееактуально то, что в Крыму  цены зачастую даже выше московских, и продолжают расти. Т.е. "бизнес" превращает Крым  в аналог постолимпийского Сочи, а одновр. - совещания/постановления - вернуть бы россиян на российские курорты. Театр, и только...
Ринат
21.07.2017 2:56
  Получается, что "остров Крым"может стать "островом Керчь" (?). А Украина вернулась к проекту канала через Перекоп,так что... Главный, пожалуй, вопрос  - объемы перевозок между Черным и Азовским морям и возможности их освоения. Всё же маршрут из азовских портов для судов РФ через Ак-Монай длиннее, в сравнении с проливом.
Севостьян
20.07.2017 18:31
В любом случае, проект небезыинтересный и, кажется, его разрабатывали в начале 50-х, но  признали экономически нецелесообразным и ущербным для Крыма.  Конечно, нужно и сегооня  всё объективно просчитать, с  учетом наличия (вскоре) Крымского моста и географической ограниченности Запад-Восток на том перешейке.

Эксклюзив
26.04.2018
Владимир Малышев
Растет число западных журналистов, считающих политику оголтелой русофобии безумной.
Фоторепортаж
26.04.2018
Подготовила Мария Максимова
В Париже проходит мультимедийная выставка «Новомученики и исповедники Церкви Русской».

Создание сайтов Создание сайтов в Киеве