Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2018

Эпоха великих голландцев

ГМИИ имени А.С. Пушкина впервые в России представляет шедевры Лейденской коллекции
Подготовила Мария Максимова
02.04.2018
Эпоха великих голландцев

Это самое крупное личное собрание голландской живописи XVII века. Ее основал в 2003 году американец Томас Каплан. «Коллекция уникальная. За 15 лет собрать 13 "рембрандтов"! Можно ли себе такое представить?! Это невозможно!», – не удержалась от восторга директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак, открывая выставку.

В Москву привезли 13 полотен великого мастера и еще несколько десятков картин его учеников и художников, которые входили в Лейденскую школу живописи. Именно в честь родного города Рембрандта американский коллекционер Томас Каплан и назвал свою коллекцию. Директор Пушкинского музея Марина Лошак познакомилась с ним на открытии аналогичной выставки в прошлом году в Лувре и предложила привезти ее в Москву.

Всего в собрании Томаса и его жены Дафны 250 картин и рисунков золотого для голландской живописи XVII века. На открытии выставки коллекционер с азартом рассказывал, как он с жадностью приобретал картину за картиной.

«Когда мы начали собирать коллекцию, мы в среднем покупали по одной картине в неделю, и так продолжалось 5 лет. Конечно, Екатерина II приобрела бы такую коллекцию, как наша, за один день», – улыбается коллекционер.

Томас Каплан, который помимо прочего является владельцем частной коллекции военных самолетов (не игрушечных, настоящих), говорил о картинах Рембрандта так вдохновенно, как будто каждую из них художник писал по его заказу.

«Французский философ Андре Мальро однажды сказал, что Рембрандт был первым художником, который своей живописью прикоснулся к душам людей. Собирать его полотна – это не привилегия, это возможность отдать должное великому художнику. Я благодарю Россию за то, что она позволила представить нашу коллекцию в двух государственных музеях – Пушкинском и Эрмитаже», – подчеркнул коллекционер.

Среди шедевров, которые увидит посетитель выставки, есть и одна картина Яна Вермеера Делфтского. Это «Девушка за вёрджинелом» – единственная работа зрелого периода творчества великого мастера, которая находится в частной коллекции. В мире известно всего тридцать шесть его произведений. В собраниях российских музеев творений мастера вообще нет. Так что у нашего ценителя искусств появилась уникальная возможность увидеть одно из них. Эта поздняя картина предположительно написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера – «Кружевница», представленная в постоянной экспозиции Лувра.

Бонусом для всех, кто придет на выставку, станет и небольшая картина, не имеющая отношения к голландской живописи. Но это жемчужина всей Лейденской коллекции. На первый взгляд, ничего особенного: карандашный рисунок головы медведя. Но весь фокус в том, кто автор. Это Леонардо да Винчи!

Всего в представленной экспозиции «Эпоха Рембрандта и Вермеера» в Пушкинском – 82 произведения, ни одно из которых ранее не выставлялось в России, – восемьдесят картин и два рисунка.

Выставка рассказывает об истоках творчества Рембрандта, о его отношениях с соперниками и соратниками (так, экспозиция включает работы его учителя Питера Ластмана, друга и коллеги Яна Ливенса, с которым он делил в Лейдене одну мастерскую), а также о тех живописных традициях, что сложились в Голландии и внесли огромный вклад в развитие всего мирового искусства. Выставка отражает и глубокий интерес, наблюдающийся в России на протяжении вот уже более трехсот лет к голландскому искусству.

Страстно влюбленные в творения Рембрандта и мастеров его времени (отсюда название – Лейденская коллекция) супруги Каплан благодаря неустанным поискам за сравнительно короткий срок стали обладателями удивительного по художественной значимости собрания произведений голландской живописи. Томас и Дафна приобрели практически все аутентичные работы Рембрандта, которые изредка появлялись на международном антикварном рынке в последние 15 лет. И не только Рембрандта, но и многих его современников. В наше время, когда творения гениев классического искусства уже давно распределены между крупнейшими музеями и известными частными собраниями, имеющими глубокие исторические корни, супруги Каплан предприняли и успешно осуществили, казалось бы, несбыточный проект. Они собрали «с нуля» представительную и разнообразную по тематике коллекцию картин великих художников и многочисленных камерных произведений лейденских мастеров – представителей так называемой тонкой живописи (fijnschilderei). Лейденская коллекция, ядро которой составляет собрание работ Рембрандта, по своим масштабу и насыщенности уступает разве что ведущим национальным музеям мира. Выставка в Москве – часть ее мирового турне. Она уже побывала в Париже и Шанхае. После Пушкинского и Эрмитажа, куда выставка переедет в середине лета, собрание отправится в Абу-Даби.

По материалам СМИ


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Бодя - Васе
05.04.2018 18:20
А как связаны меж собой культуры, скажем, якутов, ирландцев, китайцев, индусов? И что такое тогда "самобытность"? А что значит "культурные войны и гегемонии"? И если все культуры так уж связаны и добродушно проникновенны, зачем США так навязчиво американизирует все культуры мира, подчас уничтожая (бомбёжкой с мародёрством) именно самобытность иных культур, а проще - культурный код народа? Не для того ли, чтобы через культуру стереть у другого народа память о своих корнях и овладеть его сознанием и душой ? Овладеть - значит, подчинить.
Бодя
05.04.2018 1:36
Какая уютная живопись:).
Александр из Од.
04.04.2018 17:17
А я утверждаю, что только самобытное искусство достойно внимания и только независимый художник по-настоящему интересен! А всякое влияние разных искусств только ведет к подражанию и дурному копированию и фактически к умиранию. И бред несет тот, кто думает иначе, ему даже ЕГЭ повредить не может...
Вася
04.04.2018 11:52
"А мне не нравится европейское искусство. От него мертвечиной несет. Наши русские художники гораздо выше. Я уж не говорю об иконописи... " - что за бред? искусство никогда не развивается независимо, все культуры связаны между собой.
по другому и невозможно.

жертвы ЕГЭ что ли....
ПОЭТ СЕРГЕЙ КАНЫГИН
04.04.2018 11:41
"Девушка за вёрджинелом" вправду хороша. Но вот репродукция не очень...
Александр из Од.
03.04.2018 17:46
А мне не нравится европейское искусство. От него мертвечиной несет. Наши русские художники гораздо выше. Я уж не говорю об иконописи...
Галина И...
02.04.2018 21:38
Вот что достойно внимания! ЭТО настоящее искусство, а не омерзительные концептуальнные акции, провокации галеристов-русофобов, скандальные балеты, ТВ-передачи и ток-шоу! Сколько ещё наш народ будет вестись на дешёвку? Когда начнется выздоровление? Пора бы уже... Надеюсь, люди не упустят шанс напитать душу красотой.
С нетерпением жду встречи...

Эксклюзив
26.04.2018
Владимир Малышев
Растет число западных журналистов, считающих политику оголтелой русофобии безумной.
Фоторепортаж
26.04.2018
Подготовила Мария Максимова
В Париже проходит мультимедийная выставка «Новомученики и исповедники Церкви Русской».

Создание сайтов Создание сайтов в Киеве