Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2018

Ретропоезд в будущее

На вокзале в Костроме открыта мемориальная доска памяти Фёдора Чижова и Саввы Мамонтова
Инна Симонова
01.03.2018
Ретропоезд в будущее

В честь 130-летия открытия железнодорожного сообщения между старинными русскими городами Ярославлем и Костромой по этому маршруту прошёл ретро-поезд на паровозной тяге. Его пассажирами стали ветераны и молодёжь Северной железной дороги, представители Всероссийского общества железных дорог, Общества и лаборатории транспортной истории «Северный вокзал», историки, журналисты.

На сегодняшний день в нашей стране остались всего два дореволюционных паровоза, и то, к сожалению, в нерабочем состоянии, – они представлены в музейных экспозициях Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому юбилейный состав в Кострому возглавил один из лучших паровозов советского времени серии Л-2331 1953 года выпуска, который железнодорожники ласково прозвали «Лебедянка» по имени его главного конструктора Валерия Лебедянского. Этот паровоз был популярен в Советском Союзе в послевоенные годы, вплоть до 1970-х, когда железные дороги были электрифицированы. Для «Лебедянки» рельсовый путь из Ярославля в Кострому по особому родной, поскольку это был практически последний участок в СССР, который он обслуживал.

Праздничный поезд отправился с вокзала Ярославль-Московский – того самого, с которого в канун 1888 года по однопутной ветке протяженностью в 136 вёрст (100 км) пошли в Кострому первые поезда. За исторической огнедышащей «колесницей» из прошлого, выбрасывающей в морозный воздух вместе с дымом белые клубы отработанного пара и мощные приветственные гудки, следовал вагон-музей. В нём была представлена экспозиция, приуроченная к юбилею и рассказывавшая об инициаторах строительства — первых председателях правления Московско-Ярославской железной дороги: костромиче по рождению, профессоре математики, славянофиле, искусствоведе, предпринимателе, издателе, благотворителе Фёдоре Васильевиче Чижове (1811–1877) и его ученике легендарном меценате Савве Ивановиче Мамонтове (1841–1918).

Также на выставке можно было увидеть макеты паровозов, форму железнодорожных служащих, инструменты монтёров путей и машинистов, станционный колокол, нагрудные знаки, редкие архивные документы и фотографии.

Ретро-состав делал часовые остановки на промежуточных станциях: Бурмакино, Нерехта, Космынино, – и сотни жителей этих населённых пунктов воспользовались возможностью посетить музей на колёсах, познакомиться с историей создания этой важной для их края рельсовой дороги, пришедшей на смену гужевому сообщению.

На платформах энтузиасты общества «Северный вокзал» к восторгу местных ребятишек – учащихся школ проводили своеобразные костюмированные «флешмобы»: прогуливались в нарядах конца XIX – начала XX веков, представляя железнодорожных служащих и пассажиров той далёкой эпохи.

На перроне станции Кострома-Новая после митинга с участием начальника Северной железной дороги Валерия Танаева, губернатора Костромской области Сергея Ситникова, ветеранов-железнодорожников и историков была открыта мемориальная доска в память Ф.В. Чижова и С.И. Мамонтова. Выступавшие в своих речах подчёркивали, что эти два великих имени вписаны золотыми буквами в историю Северной железной дороги; линия от Ярославля до Костромы стала важной частью магистрали, соединившей этот отдалённый русский край с центром страны, её столицами. В результате прихода сюда железной дороги произошёл резкий экономический скачок в регионе: развилась промышленность губернии, и прежде всего его текстильная и мукомольная отрасли, требовавшие новых путей подвоза сырья и сбыта готовой продукции, — до этого гружённый товаром обоз ехал до Москвы неделю, а в распутицу — и того дольше; отныне же груз доставлялся заказчику в считанные часы — меньше суток. Увеличилась численность населения Костромы, появились новые производства, фабрики, а впоследствии, с открытием Транссиба, было налажено устойчивое сообщение между европейской частью России и Дальним Востоком.

Сегодня, спустя 100 лет, железная дорога Ярославль-Кострома по прежнему используется для перевозки грузов и пассажиров. Ежедневно по ней проходят 32 состава.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
26.04.2018
Владимир Малышев
Растет число западных журналистов, считающих политику оголтелой русофобии безумной.
Фоторепортаж
26.04.2018
Подготовила Мария Максимова
В Париже проходит мультимедийная выставка «Новомученики и исповедники Церкви Русской».

Создание сайтов Создание сайтов в Киеве