Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
2 мая 2018
Нужен ли казахам «русский беркут»?

Нужен ли казахам «русский беркут»?

В Казахстане снова сгущаются тучи над Домом-музеем поэта Павла Васильева
Илья Алаев
15.03.2018
Нужен ли казахам «русский беркут»?

Похоже, повторяется ситуация осени 2015 года: в казахском Павлодаре в рамках «оптимизации» музейного дела снова решено ликвидировать как самостоятельную единицу Дом-музей великого евразийского поэта Павла Васильева, который был, по словам Бориса Пастернака, «по таланту равен Пушкину».

Известный поэт Владимир Берязев (Новосибирск), один из застрельщиков фестиваля поэзии «Русский беркут» (так метафорически называли поэта П. Васильева) напомнил в этой связи в Фейсбуке: «Павел, родившийся в 1910 году в Зайсане (ныне Семипалатинской области), детство проведший в Павлодаре и среди казахских кочевий, свободно владевший казахским, — в равной степени принадлежит сокровищнице русской и казахской культуры, он явление мирового порядка, а память о нем делает честь Казахстану, помогает в достойном воспитании новых поколений граждан республики».

Не следует забывать, что поэт Павел Васильев, родоначальник «героического периода» в русской литературе, в конце 1920-х годов переехал в Москву, что Клюев называл его «своей нечаянной радостью», а Мандельштам говорил: «В России пишут четверо: я, Ахматова, Пастернак и Васильев».

Очевидцы описывают случай, когда на вечере поэзии в Доме литераторов Пастернак должен был выступать после Васильева. Павел читал «Стихи в честь Натальи» и был встречен такими овациями, что Борис Леонидович, выйдя на сцену, вдруг объявил: «Ну, после Павла Васильева мне здесь делать нечего!», повернулся и ушел.

Жизнь Васильева закончилась трагически: в 1937 г. он был арестован и расстрелян.

«Ныне чиновниками вновь планируется сделать дом-музей частью “Музея литературы и искусства имени Бухар-Жырау” (казахского акына XVII века), — пишет В. Берязев. — Несмотря на обращения местных жителей, а также российских деятелей культуры в защиту дома Васильева, глава области (в Казахстане он называется аким) Булат Бакауов тверд в своем намерении осуществить это с нового года. Так и будет, поскольку это логично укладывается в политику объявленной дерусификации, хотя с этой политикой, судя по последним событиям, даже в высших эшелонах всё далеко не так однозначно. Мотивировать оптимизацию — экономией бюджетных средств по меньшей мере смехотворно, по двум музеям годовое сбережение составит 3 млн тенге, это порядка 600 тыс. руб. – стыдно даже озвучивать такой аргумент, особенно на фоне многомиллиардных проектов (строительство гребного канала, например). Во всем этом непомерном и ретивом рвении просматривается желание услужить, этакое демонстративное стремление бежать впереди паровоза, что вовсе не красит региональные власти».

дом-музей.jpg

Между прочим, 2-го ноября 2015 года аким Павлодарской области Канат Бозумбаев на аппаратном совещании дал распоряжение, чтобы «объединения Дома-музея Шафера и музея имени Павла Васильева с музеем литературы и искусства имени Бухара Жырау ни в коем случае не производили», то есть отменил свое же решение, поскольку тогда прозвучали весомые голоса российских деятелей литературы и искусства в защиту музея Павла Васильева, было их обращение на имя президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

«Видимо, предстоит всё это повторить, подключив виднейших русских писателей, журналы и газеты, медиа-ресурсы интернета, русский ПЕН-центр, депутатов и проч. Думаю, не останутся в стороне и казахская общественность, ибо большинство понимает, что Павел Васильев в равной степени явление и казахской культуры, в особенности его гениальные поэмы – плоть от плоти великой степи Дешт-и-Кыпчак, поэтому свое слово скажут и Олжас Сулейменов, и Роллан Сейсенбаев, и поэты Бахытжан Канапьянов, и Улугбек Есдаулетов, и ректор университета имени Аль-Фараби Галым Мутанов», — сокрушается поэт-новосибирец, много переводящий с казахского и сам на него изрядно переведенный и многими текстами и поэмами в Казахстане опубликованный.

Мы понимаем, что процессы в Казахстане проистекают мудреные: на высшем уровне декларируется дружба с Россией, глава казахов выступает по ТВ с поддержкой кандидата в президенты В. Путина, однако и кириллицу медленно, но несгибаемо в Казахстане заменяют на латиницу, и, как видим и знаем, есть силы, мечтающие вытеснить из общественного поля Казахстана всё или почти всё русскокультурное.

«Когда они окончательно покончат с предметом их тайного страха — русским языком и культурой, — пишет один сетевой комментатор, — тогда напомнят своим сородичам об экзотическом явлении на казахской земле — поэте Павле Васильеве».

Журналист Ирина Ковалева в октябре 2015 г. писала в еженедельнике «Наша жизнь» (Павлодар), как павлодарская общественность следила за ситуацией вокруг «оптимизации» музеев региона. Тогда предполагалось, что часть самостоятельных музеев Павлодарской области должны стать структурными подразделениями других музеев, объясняли это нерентабельностью этих учреждений. Между тем к защите самостоятельности музеев в тот раз подключились не только казахстанцы, но и деятели культуры других стран. К тому же обсуждение ситуации с реорганизацией позволило обнажить многие проблемы, о которых раньше предпочитали молчать.

Тогда российское издание «Известия» опубликовало материал «Писатели Казахстана обратились к российским коллегам с просьбой помочь спасти Дом-музей Павла Васильева», где говорилось, что писатель Захар Прилепин, удивленный известием, признался, что Павел Васильев входит в число его любимых поэтов, и обещал приложить силы для того, чтобы защитить музей.

«Когда-то в детстве я прочитал одно его стихотворение, а потом перечитал все, что написал Васильев. Это поэт, с которым мало кто может соперничать по гениальности. Я не представляю, как можно реорганизовать Музей Васильева» — сказал Прилепин.

Главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Куняев, автор книги «Русский беркут», тогда заявил: «Поскольку мы входим в ШОС и в евразийское пространство, нам нужно укреплять не только военные, но и культурные связи. И как одну из точек, навеки скрепляющих историю Казахстана и России, — этот замечательный Музей Павла Васильева в Павлодаре».

Просьбу отменить решение об «оптимизации» поддержали три года назад и другие известные писатели и культурные деятели России: председатель Российского детского фонда Альберт Лиханов, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев, лауреат Патриаршей премии Владимир Крупин, писатель Эдуард Лимонов.

В адрес главы Павлодарской области были тогда направлены и другие письма — от дочери Павла Васильева. «Пусть Павел Васильев не казах, но ведь он не просто русский поэт. Он воспел Казахстан в своих стихах, и разве он не достоин Дома-музея на своей родине?» — недоумевала дочь поэта, 82-летняя Наталья Павловна Фурман-Васильева.

Написали Канату Бозумбаеву и первый директор музея Л. Бунеева, доктор филологических наук из Омска Хомяков, а также В. Бутов, который был председателем литобъединения имени П. Васильева. От имени Омского регионального отделения Петровской академии наук и искусств — академик Лебедев. И многие другие — с просьбой еще раз пересмотреть актуальность именно такой оптимизации.

Заслуживает цитирования одно из многих писем руководству области, поступившее тогда из Владивостока. «Культурная общественность Владивостока и в целом Приморского края чрезвычайно огорчена и встревожена сообщением из Павлодара об изменении статуса Дома-музея великого евразийского поэта Павла Васильева. Известный на весь литературный мир, с самого основания самостоятельный, утвердившийся в сознании проживающих на всех континентах историков, литературоведов, любителей поэзии и васильеведов как главный научный центр популяризации его бесценного литературного наследия, мемориальный дом в Павлодаре, став филиалом литературного музея, неизбежно утратит свои былые достоинства и возможности. Мы говорим об этом, основываясь на опыте оптимизации учреждений культуры, накопленный в России за последние два десятилетия. С уверенностью свидетельствуем, что эта «оптимизация», принеся весьма сомнительную экономию, чрезвычайно плохо сказалась на состоянии функциональных возможностей музеев, библиотек и других центров культуры, которые были подвержены реформированию. Мы обращаемся к вам с убедительной просьбой изыскать возможность для сохранения музея Павла Васильева в прежнем статусе. Нет сомнения, что грядущие поколения россиян и казахстанцев будут вам за это благодарны и признательны». Это письмо подписали ректор Дальневосточной государственной академии искусств; председатель Приморского отделения русского географического общества; художественный руководитель приморского краевого театра; заслуженные деятели искусств РФ.

* * *

Музей П. Васильева — маленький деревянный домик в Павлодаре, где жил и работал Васильев. Говорить о его реорганизации по меньшей мере странно, убеждена директор Дома-музея Закия Мерц. В тексте обращения 2015 г. от жителей Павлодара на имя главы Павлодарской области Каната Бозунбаева говорится, что «в начале 1990-х годов, когда создавался Дом-музей Васильева, экономика страны была вообще в развале, тем не менее были найдены средства для создания самостоятельного мемориального музея единственного в Казахстане репрессированного русского поэта».

Историческая справка. В декабре 1990 года литературный отдел Музея литературы и искусства им. Бухар-Жырау, занимавшийся изучением творчества П. Васильева, переехал в исторический дом поэта, построенный в 1866 году и принадлежавший деду поэта М. Ржанникову. А в 1995 году Дому-музею Павла Васильева был присвоен статус Мемориального Дома-музея. С марта 1999-го – это Государственное казенное коммунальное предприятие. Сейчас Дом-музей признан методическим центром по вопросам изучения жизни и творчества Павла Васильева.

Сюда приезжают васильеведы всех стран для изучения материалов из фондов. В настоящее время Дом-музей проводит научно-исследовательскую работу по изучению поэтического окружения Васильева в 1920 – 1930-е годы, творчества поэтов-современников П. Васильева, для которых Казахстан стал второй родиной.

Директор мемориального Дома-музея П. Васильева Закия Саясатовна Мерц в своем комментарии И. Ковалевой выразила убежденность: перевод в филиал не спасет, экономия не такая уж большая. И потом, неужели сейчас ситуация гораздо сложнее, чем она была тогда, когда музей открывали в 1990-х, и он стал самостоятельным? Да, мы себя не окупаем, как нам говорят, мы не умеем зарабатывать деньги. Но музеи — это заведения, основной задачей которых не является приносить финансовую прибыль. Должны быть дотации. Государство должно поддерживать культуру.

«Неужели нужны только деньги, выгода и больше ничего? — восклицала З. Мерц. — С другой стороны, чтобы получать прибыль из заведения, даже пусть культурного, надо вкладывать что-то. В наших двух комнатках нет вентиляции, нет даже форточек. Трудно в таких условиях делать какие-то деньги. Но мы все равно делаем план. И в то же время мы много мероприятий проводим бесплатно — выезжаем в колонии, в приюты к сиротам, в дом престарелых. Мы не можем с них брать деньги, понимаете? У нас впереди юбилей — 25 лет. Но сейчас нам не до него, честно говоря. Хотя была задумка пригласить васильеведов, которые стояли у истоков музея. Научную конференцию мы уже провели в прошлом году в ПГПИ, причем полностью на собственные средства, дополнительно нас никто не финансировал. Издали 30 сборников, и отзывы были очень хорошие. ... Сейчас стать филиалом музея Бухар-Жырау – это шаг назад. Мы уже из него выросли: были его отделом, но переросли в 1995 году в самостоятельный музей. Такая экономия – это несерьезно. И потом, Павлодар в мире многие знают по Дому-музею Павла Васильева».

Надо понимать, что при смене статуса музея работа не останется в прежнем режиме — не будет самостоятельности. Хотелось бы более плотного сотрудничества музеев, но и оно вряд ли появится после оптимизации.

Чего боятся музейщики кроме сокращений, урезания зарплат, потери самостоятельности в исследовательской работе? Каждый музейщик опасается еще и того, что многие экспонаты, собранные с таким трудом и любовью, — очень лакомые кусочки…

Надеемся, что павлодарский музей Павла Васильева устоит. Это имя — часть культуры русско-казахского взаимодействия и единства. Верим, что скажут свое слово в защиту музея и деятели культуры Казахстана.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 30 найденных.
"Смерч"
22.03.2018 5:18
При всем уважении, я, местами, не понимаю Путина: вчера, в новостях, в своем интервью, он назвал Казахстан "глубоким, дружественным государством, союзником". Он что не знает, что по числу выезжающих русских, Казахстан сейчас обошел Украину и вышел на первое место в СНГ. Не понятно,почему не принимают документы в консульстве России в Алма-Ате по программе переселения: то ли зашились, то ли Путин приказал? Тогда зачем политикам стонать о проблемах демографии в России? Это что, опять русских приносят в жертву политическим интересам!? По мнению казахстанских политологов, переход казахского языка на латиницу и введение трехязычия в школах, только усилит отъезд русских. Не может Путин не знать об этом, так в чем дело!?
!!!! - Айдару
21.03.2018 5:03
Про Донбасс вспомнил!? Так он жив и свободен благодаря своему мужеству и российской поддержке. А не надо было задирать русских в Новороссии, кстати это российские территории, незаконно переданные большевиками Малороссии, запрещать русский язык. Войну развязали хохлы и пиндоевропеды. А вам, азиатам, надо помнить, что ваши теперешние куски собраны русскими, ими обустроены. В Азии вообще не было теперешних "суверенных", они нарезаны с потолка большевиками, ими же выдуманы народы казахи, киргизы, узбеки и пр. Хохлы, казахи, грузины вообще обязаны своим существованием русским, иначе их просто стерли бы соседи. Все в республиках создано русскими на русские деньги, вы забыли про это, да еще смеете тявкать на Россию, русских. Добром для вас это точно не кончится, Господь вас накажет за беспамятство!!!
"Смерч" Айдару
20.03.2018 7:21
Насколько я проследил твой друг "Александр" стучит из пиндосии. А вам айдарам лучше бы побыстрее успокоиться в плане русофобии. В Казах. итак с массовым отъездом славянского населения, квалифицированных кадров, перспективной молодежи вообще, ощущается дефицит кадров, а дальше как говорится останутся одни "дураки без дорог". Кстати, казахстан получил государственность из рук России, русских, существует благодаря ее поддержке и защиты, тут еще надо разобраться кто кому больше нужен, и что будет потом, когда все русские покинут Казахстан!
Айдар
20.03.2018 7:02
Тузик - есть еще выражение "Сила есть, ума не надо" :-) Не хотелось бы такой вот "дружбы", основанной только на силе ... Это уже не дружба в нормальном понимании этого слова ... Лучше просто дружить, без силовых аргументов :-)
Александр
20.03.2018 2:01
" Программа переселения " это к РФ. А вот аналогичная программа по переселению в Казахстане тоже есть,Своими глазами видел как она выполняется. Строятся села для оралманов,со школами,детсадами,со всей инфаркту мой,выделяются подъемные,ранее дома отдавали в собственность,обеспечивали всем необходимым,но некоторые (все таки менталитет как и у нас,привитый Батыем) продавали и уезжали назад в Узбекистан, теперь дают в аренду с последующим при желании выкупом. Причем никакой проволочки с гражданством нет. Знаю с каким нервами и затратами оформляются документы у нас. Кстати,казахи тоже едут в Россию ,на Запад. Мир изменился,люди ищут где удобнее жить. Причем это желание на первом месте
Тузик
19.03.2018 18:19
Врагов мало не бывает. К сожалению. А вот друзей хотелось бы побольше. Но, как в фильме "Иван Грозный" - "будет сильным, признают"...
Айдар
19.03.2018 11:46
Скажу спасибо Александру! Есть еще нормальные люди в России, не все поддались вирусу шовинизма и ненависти ко всему миру. Смотрю, здесь много таких вояк диванных, ратующих за решительные меры. Вам воевать захотелось? С кем? Казахстан - пожалуй единственный союзник России на сегодня, на пару с Белоруссией. Вам врагов мало?
Айдар
19.03.2018 11:38
Смерчу и им подобным... не надо вашей "защиты". Видим мы к чему такая "защита" приводит на примере Донбасса. В Казахстане все нормально с миром, дружбой и взаимопониманием. Главное, чтобы такие вот "радетели" не лезли, как ни будь разберемся сами. По теме - я против закрытия музея. Он нужен Павлодару как исторический объект. И ничего с ним не будет, вот увидите...
"Смерч" Александру
19.03.2018 6:43
По переписи 1979 года русских в казахии было 46% населения, сейчас осталось 23, в Алма-Ате казахов было всего 16%, сейчас русских осталось около 26, в консульстве России в Алма-Ате очередь по программе переселения забита на весь 2018 год и документы не принимают. Хватит мутить воду здесь из пиндосии и нести всякую чушь. Русские нуждаются в защите со стороны России, жесткой и реальной, во всем ближнем зарубежье, м.б., кроме Белоруссии. А сейчас, по факту, русские просто брошены на произвол судьбы, даже программу переселения толком организовать не смогли, позор!!!
тауекель
18.03.2018 11:01
есть предложение для умников.надо внести что то новое и чтобы ни кого не задевало и было доступно для всех . предлогаю АЗБУКУ МОРЗЕ .большого ума не надо.как дятел долби .точка точка тире.привет умникам.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 30 найденных.

Эксклюзив
26.04.2018
Владимир Малышев
Растет число западных журналистов, считающих политику оголтелой русофобии безумной.
Фоторепортаж
26.04.2018
Подготовила Мария Максимова
В Париже проходит мультимедийная выставка «Новомученики и исповедники Церкви Русской».

Создание сайтов Создание сайтов в Киеве