Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2018
Собирателям Святой Руси

Собирателям Святой Руси

О новой книге Станислава Минакова «Райские отсветы в земных сумерках»
Ирина Ушакова
14.02.2018
Собирателям Святой Руси

В книге писателя, публициста, давнего автора «Столетия», а также многих других литературных журналов и интернет-сайтов Станислава Минакова «Райские отсветы в земных сумерках» (Белгород, 2017) собраны эссе о знаковых и значимых людях в отечественном искусстве.

Любопытен зачин книги. Писатель рассуждает о гениальности и святости, опираясь на размышления по этому поводу Николая Бердяева, и полемизирует с ним на тему русского космизма. Выразителями космического масштаба русской культуры в одном из главных временных срезов автору эссе видятся: в религии – преподобный Серафим Саровский, в искусстве – Александр Пушкин, в науке – Николай Лобачевский. О нераздельности этой триады Минаков говорит так: «Разве в речах преп. Серафима, а более всего, в знаменитой беседе с Н.А. Мотовиловым о стяжании Святого Духа, отсутствуют признаки искусства и науки? Или теория Лобачевского не прекрасна? И коль она есть прорыв к свету истины, то разве она не религиозна?».

Интересен в первой главе книги ряд «стиховых слов» старцев, собранный автором в статью под названием «Богово – дорого, бесово – дёшево». Это и душеспасительные рассуждения прославленных и не прославленных святых, и присказки, притчи, стихи, в которых видится красота народного фольклора и глубина канонического святоотеческого учения.

Вот, к примеру, высказывание архимандрита Павла (Груздева): «Не бойся сильного грозы, а бойся слабого слезы» или афоризм архимандрита Кирилла (Павлова): «Если не слышишь чужие стоны, не помогут ни посты, ни поклоны».

По этому начальному аккорду читатель понимает, что дальнейшие размышления автора – о поэте А. Пушкине и художнике В. Васнецове, об отце и сыне Тарковских, о М. Булгакове и М. Пришвине, о фронтовых писателях К. Воробьёве и Е. Носове – будут также в свете православного учения.

Эссе о художниках А. Саврасове, Г. Мясоедове, В. Серове, М. Нестерове, И. Горюшкине-Сорокопудове, а также о композиторе В. Агапкине и скульпторе П. Барановском вошли во вторую часть книги. В очерке о Михаиле Нестерове автор книги напоминает нам не только о великом живописце, но и о человеке с чёткой гражданской позицией, который писал: «Вся жизнь, думы, чувства, надежды, мечты как бы зачёркнуты, попраны, осквернены. Не стало великой, дорогой нам, родной и понятной России. Она подменена в несколько месяцев. От её умного, даровитого, гордого народа осталось что-то фантастическое, варварское, грязное и низкое. …Одна чёрная дыра, и из неё валят смрадные испарения “товарищей” – солдат, рабочих и всяческих душегубов и грабителей…». С. Минаков, оценивая творчество любимого Нестерова, в котором сошлось, многое дорогое русскому сердцу, пишет: «Кажется, вся Святая Русь на время ушла под воды этого нестеровского озера, чтобы через десятилетия объявиться». Да, эти подвижники XX века неимоверными трудами спасали для будущего традиционную культуру: живопись, архитектуру, музыку. Благодаря им русское искусство выжило в советской плавильне.

В статье о выставке Валентина Серова, прошедшей в Москве в 2015 г., Минаков показал, как подлинное реалистическое искусство может сплотить, собрать народ. Очерк так и называется – «Паломничество к Серову». Все, посетившие эту выставку, выстояв на морозе по нескольку часов, согласятся с автором и наверняка поддержат идею о том, что стране – столице и провинции – необходимы музеи любимых народом художников – классиков и современников.

Ещё одна скрепа в формировании национального самосознания – это наша фронтовая поэзия и проза. Эссе о писателях, участниках Великой Отечественной, начинают третью главу книги «Райские отблески…», а завершают её раздумья о творчестве Валентина Распутина и Александра Вампилова.

Плеяда писателей-фронтовиков… Эти люди прожили настоящую, а не компьютерную, не пластмассовую жизнь. У них были чёткие понятия о добре и зле, воля к жизни, любовь к родной земле.

Вот судьба одного из них – курского писателя Константина Воробьёва, о которой напоминает нам автор книги: «В октябре 1941 г. с ротой кремлёвских курсантов он ушёл на фронт и в декабре под Клином попал в плен. …Прошёл клинский, ржевский, смоленский, каунасский, саласпилсский немецкие лагеря для военнопленных, паневежисскую и шяуляйскую тюрьмы в Литве. Дважды бежал. В 1943 г. в шяуляйском подполье, когда был вынужден скрываться на конспиративной квартире после разгрома его подпольной группы, за 30 дней написал повесть “Дорога в отчий дом” о пережитом в плену. С сентября 1943 г. по август 1944-го двадцатичетырёхлетний Воробьёв командовал отдельной партизанской группой в составе отряда “Клястутис” в литовских лесах».

Согласитесь: неслабое начало жизни!

Через осмысление фронтовой прозы нам пора понять, почему В. Астафьев и К. Воробьёв писали не о победах в той страшной войне, и пора сложить воедино их правду и правду тех, кто писал о победах. И только так мы продвинемся к решению сегодняшних задач: трактовки истории, поиска идеологии, воспитания и образования...

Представляют интерес в этой книге очерки по истории создания песен «Волховской застольной», «Когда мы были на войне» и «Враги сожгли родную хату». Кто их авторы, как и кем менялись тексты с течением времени – об этом мы узнаём, спорим с автором или соглашаемся.

Райские отсветы. Фото книги (2).jpgПрочитав книгу С. Минакова, я заглянула в местную библиотеку на северо-востоке Москвы – было острое желание прочитать то, что не успела в своё время, и перечитать давно любимое. В лестничном пролёте у входа в библиотечный зал стояли полки, из которых торчали беспорядочно сваленные книги и номера «Роман-газеты» за 1960-е и 1970-е гг. Это были издания с фронтовой прозой: И. Стаднюк, В. Быков, М. Алексеев, Д. Зорин... Живые судьбы, живая история – такая близкая каждой семье! Я хотела было обратиться к сотрудницам библиотеки, которые всегда откликались на любую тему и консультировали даже на европейских языках, если требовалось. Но вместо них за стоечкой работала совсем юная сотрудница. Как оказалось, она впервые слышала имя Виктора Лихоносова, долго искала прозу Василия Шукшина в картотеке. И не нашла. Книги Солоухина, а также Макаренко и Ушинского я подобрала среди выброшенных в лестничный пролёт. Кто и когда ответит за эту бездумную реорганизацию библиотек, которая очень напоминает умышленную борьбу с русской культурой?!

Так всегда было, что кто-то разрушал, а кто-то созидал. Но когда это разрушение приобретает государственные масштабы и касается воспитания и образования молодёжи, надо бить тревогу! Ибо одних частных созидательных усилий не хватит!

Писатель, лауреат множества литературных премий, в Белгороде издаёт книгу тиражом 300 (!) экземпляров. А книга эта должна быть в каждой школьной и студенческой библиотеке, чтобы наши дети могли учиться самостоятельно мыслить, видеть взаимосвязь и цельную картину культурных и исторических событий.

Ценно для нас глубоко личное отношение Станислава Минакова к избранным темам и героям. В предисловии он пишет: «Сочинялись эти тексты по разным побуждениям: после первой паломнической поездки в Оптину пустынь на Пасху 2003-го появился замысел небольшого исследования о “стиховых словах старцев”, а к 60-летию Великой Победы, по кончине моего отца сложилось эссе о грандиозном стихотворении Михаила Исаковского “Враги сожгли родную хату”».

Данная книга – повод нам ощутить отечественное писательское наследие как национальное достояние, как ценность, которая может объединить. Возвращение в наш культурный обиход имён Николая Языкова, драматурга, церковного историка, путешественника Андрея Николаевича Муравьёва, автора гениального марша «Прощание славянки» Василия Агапкина, реставратора Петра Барановского поможет сохранить нам державный строй русской жизни.

И поможет противостоять лжецам и русофобам, засевшим в академических аудиториях и телевизионных студиях. Одно из эссе, посвящённое Николаю Языкову, как раз напоминает нам о противостоянии русофобам в золотое пушкинское время (тогда и начинались информационная война и диссидентство – «как сладостно отчизну ненавидеть»). «“К ненашим” – мощное и значительное высказывание национального гения, – пишет С. Минаков. – Примечательно, что адресовано оно известным умам России, с которыми нас учили отождествлять русскую “прогрессивную” литературную мысль. Странная сложилась традиция: кто Россию критикует, если не сказать поносит, тот непременно считается прогрессивным, а у кого за неё душа болит, тот ретроград, лапотник, сермяжник…».

Это вечное «К ненашим» – не к историкам ли Юрию Пивоварову, Эдварду Радзинскому, не к телеведущему ли Ивану Урганту и иже с ним писал наш Языков?

Почти все великие художники пера и кисти, учёные – герои этой книги – вышли из крестьян, получивших прекрасное образование именно в царской России. В стране, которая ушла как Атлантида, воспитывали воинов и поэтов.

Вот, к примеру, цитата из биографии реставратора-подвижника Петра Барановского, которую приводит в книге С. Минаков: «Родился я в 1892 г. в селе Шуйском Вяземского уезда Смоленской губернии в семье безземельного крестьянина-ремесленника и после начального обучения на родине получил высшее образование, окончив Московское строительно-техническое училище в 1912 г., а затем Московский археологический институт по отделению истории искусств в 1918-м…». Вот вам и сын безземельного ремесленника! Уже в студенческие годы ему было поручено Московским археологическим обществом заниматься обмерами и исследованием памятников русской архитектуры. Как они позже помогут ему в восстановлении разрушенного большевиками бесценного архитектурного наследия! Казанский собор Кремля был восстановлен в 1990-е гг., благодаря обмерам Барановского, которые он делал в 1930-е, отбыв срок в сибирском лагере по 58-й статье, будучи ссыльнопоселенцем и тайно приезжая в Москву. Когда безбожники взорвали барабан Новоиерусалимского храма, который строил Растрелли, Барановский стал восстанавливать здание в исходном виде, каким оно было при патриархе Никоне. Именно Барановский в окрестностях монастыря разыскал подлинные изразцы XVII в. Таких людей воспитала царская Россия, чтобы они послужили и советской Родине и смогли спасти хотя бы осколки прежней Державы.

Важны в книге и глубокие размышления Станислава Минакова о русской обломовщине. Отходя от «прогрессивной» революционно-демократической критики, навязшей в зубах со школьной скамьи, об этом явлении в 1980-е гг. рассуждали Юрий Лощиц в своей гениальной ЖЗЛовской книге «Гончаров», а далее – Никита Михалков в одном из своих лучших фильмов «Несколько дней из жизни Обломова».

С. Минаков пишет: «Нас подталкивает вроде бы к осуждению и сам герой, и автор, и русская “прогрессивная” критика, и “деятели”, которых так и видишь: ни дня без беготни, без демонстрации (самой себе и миру) псевдодеятельных телодвижений то ли в строительстве целлюлозно-бумажного комбината на Байкале, то ли в проекте поворота течения сибирских рек, то ли в осушении Аральского моря или затоплении очередных русских Матёры, Мологи и Леушина, то ли в нынешнем “умении” распорядиться Саяно-Шушенской ГЭС, в новейших провалах космической отрасли. В чём больше действия, господа-товарищи? В суетливой разрушительности себя и природы или во внутреннем делании?..».

В заключительном разделе книги «Райские отсветы в земных сумерках» собраны эссе о выдающихся советских кинематографистах – режиссерах С. Ростоцком, П. Тодоровском, актрисе Людмиле Гурченко. А завершает этот увесистый том свод очерков о выдающемся скульпторе Вячеславе Клыкове и великих композиторах конца XX века Георгии Свиридове и Валерии Гаврилине.

Разве не актуальны сегодня рассуждения Гаврилина, приведённые Минаковым в эссе о композиторе: «Сократ сказал, что распущенная и неуёмная демократия принесёт в результате больше вреда, чем самая жёсткая тирания. Будет то же самое подавление личности, только совсем с другого конца».

Или вот эти слова великого композитора разве нам сегодня не опора и поддержка: «Я бесконечно люблю свой народ, каким бы он ни был… Вот в лесу множество деревьев, и мхов, и лишайников, и сушняка, и гнилья, и сорных куч. Но это мой лес. Могучий русский лес. И глубоко в земле его здоровые корни. До конца его не вырубишь, да и нас тоже».

Каждую главу книги предваряют фото автора, сделанные им в разные годы: вид на реку Сороть с крыльца дома А. Пушкина в Михайловском, окно дома В. Сурикова в Красноярске, окно дома А. Фета в Воробьёвке, окно в баньке в усадьбе Л. Толстого с видом на Ясную Поляну, окно в келии иеросхимонаха Серафима (Тяпочкина) в Ракитном Белгородской области. Посмотрим и мы в эти окна, в которые, быть может, виделись нашим светочам райские отсветы.

Автор, не надеясь на сиюминутную востребованность своей книги, выпускает её в качестве «письма в бутылке». Потому что все мы верим, верим, что до конца нас, как лес, не вырубишь. И нам предстоит собирать «отчалившую Русь». Тогда эта книга, в ряду подобных ей, будет в этом собирании неизменным подспорьем. Недостаёт в ней очерков о святых родной автору Слобожанщины и путевых замет о святынях великой России (которые разошлись по разным сайтам и в той или иной мере запечатлелись в сознании наших современников), но будем надеяться, что прочтём их в новых книгах автора.

И ещё, важное: нельзя не порадоваться тому, что благодаря деятельности Издательского отдела при Белгородской областной государственной администрации, за счет облбюджета, в сотрудничестве с Белгородским отделением Союза писателей России, выходят в свет такие книги.


Книгу можно приобрести: http://belgorodkniga.ru/index.php/uch-lit/product/view/4/271

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Очевидец
26.02.2018 17:34
Пусть ЭКСМО переиздаст эту книгу и разошлет по своей книготорговой сети по всей России. Любой тираж - разойдется! Учитывая нынешний голод на такую литературу.
А.Б.
18.02.2018 15:02
Присоединяюсь к мнению рецензента, что эта книга достойна значительно большего тиража и имеет нравоучительное значение.
Лариса Сёмина
15.02.2018 18:07
Статья отличная, нужная.... И даст Бог и прочитают эту книгу !! И воскреснет в нас Истина ! И будем ждать "обсуждение на канале "Культура".
Книга эта должна быть в каждой школьной и студенческой библиотеке, чтобы наши дети могли учиться самостоятельно мыслить, видеть взаимосвязь и цельную картину культурных и исторических событий.
Юрий
15.02.2018 13:28
Тираж, конечно, маловат, но имеется факт: Фридрих Великий издавал свои творения
тиражом 100 экз. Объяснял так: по количеству мыслящих голов в Европе.
Количество мыслящих голов в России, исходя из данного посыла, уже превосходит Европу втрое;
книги же имеют свойство переиздаваться. Чего искренне желаю глубоко уважаемому мною автору и его благодарным читателям, круг которых должен расти, шириться до Центра и самых что ни на есть окраин!
Ю.Н.К.
15.02.2018 11:42
Ух ты!!! Время собирать камни! Радуюсь безмерно.
Игорь_
15.02.2018 7:50
Прочтут книгу те, кто и так уже имеет такое же мировоззрение, чтение это расширит их знание, даст новую пищу для размышлений - это замечательно. Но проблема в другом, книгу эту прочесть надо в первую очередь тем, кто вообще не читает книги такого содержания, а насильно в уши не вдуешь, и если попытаешься, эффект будет обратный. Вот это уже печально. Книга написана для очень немногих, потому и тираж соответствующий. Дарья Донцова имеет бешеный спрос, судя по тиражам.
Лариса Ч.
14.02.2018 22:31
У меня тоже была мысль- наряду с изучением подлинников весьма полезна эта книга. А ещё необходимо, на мой взгляд, обсуждение на канале"Культура" - книга имеет социальную значимость для возрождения культуры. Эссе о стихе М. Исаковского "Враги сожгли родную хату" - пронзило. Стало неотделимо от празднования Дня Победы, как и песни военных военных лет в исп. Дм. Хворостовского. Спасибо ещё раз за прикосновение к прекрасному!
ОС
14.02.2018 19:44
«Письму в бутылке» хорошего плавания и славных берегов! Поздравляю!
Игнат
14.02.2018 19:42
Такая ширь, аж дух захватывает!
Игорь Ботвинов [горб]
14.02.2018 14:41
Даст Бог и прочитают эту книгу !! И воскреснет в нас Истина !

Эксклюзив
26.04.2018
Владимир Малышев
Растет число западных журналистов, считающих политику оголтелой русофобии безумной.
Фоторепортаж
26.04.2018
Подготовила Мария Максимова
В Париже проходит мультимедийная выставка «Новомученики и исповедники Церкви Русской».

Создание сайтов Создание сайтов в Киеве