Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 мая 2018
Дарина Григорова: «Кому угрожает Россия? Разве только однополюсной американской гегемонии…»

Дарина Григорова: «Кому угрожает Россия? Разве только однополюсной американской гегемонии…»

Беседа с известным болгарским историком, преподавателем Софийского университета
21.09.2017
Дарина Григорова: «Кому угрожает Россия? Разве только однополюсной американской гегемонии…»

Болгарское правительство направило в Народное собрание (парламент Болгарии) доклад о состоянии национальной безопасности за 2016 г. Россия представлена в этом докладе как одна из основных внешнеполитических угроз.

В связи с подготовленным докладом хотелось бы узнать, как вы объясняете „идею“ правительства представить Россию основной угрозой национальной безопасности Болгарии? И почему именно сейчас?

– Это не столько «идея», сколько осознанная демонстрация «атлантической решимости» и продукт послушной североатлантической солидарности, дословное и прилежное повторение «посланий» из официального заявления НАТО после Варшавской встречи в июле 2016 г.

Сравните: «Агрессивные действия России <…> – источник региональной нестабильности <…>, угрожают нашей давнишней цели: созданию единой, свободной и мирной Европы» (это из заявления НАТО).

«Действия России – источник региональной нестабильности, угрожают нашей основной цели о единой, свободной и мирной Европе» (это из доклада правительства).

В отношении Крыма опять же повторяется североатлантическое определение – «незаконное аннексирование», в то время как в докладе о национальной безопасности за 2015 г. использован только термин «аннексирование», что, впрочем, в обоих вариантах применимо и в вопросе присоединения Восточной Румелии к княжеству Болгарии с точки зрения Турции (Восточная Румелия, автономная область [главный город – Пловдив] в составе Османской империи, созданная на территории Южной Болгарии по решению Берлинского конгресса 1878 года. – прим. М.Б.). Доклад правительства в отношении России – эхо североатлантической точки зрения, но не нашей, национальной. Показательно, что вмешательство Турции в наши последние парламентские выборы в докладе конкретно не упоминается, в нем лишь размыто говорится о «попытках иностранных государств формировать общественное мнение <…> , финансировании партий и популистских организаций, инициативах популистских партийных лидеров в манипулировании группами избирателей, что вызывает смущение среди населения». Что важнее для национальной безопасности Болгарии – турецкое вмешательство в наши парламентские выборы или российская поддержка референдума в Крыму? А почему именно сейчас? Возможно, что это своего рода асимметричный ответ на учения России и Беларуси «Запад-2017», проводимые с 14 сентября…

Правительственный документ содержит обвинение в «неучитывании территориальной целостности независимых государств, информационной войне и массовом использовании гибридных стратегий». Болгария действительно под угрозой?

– Россия не является угрозой ни для Болгарии, ни для ЕС. Она угрожает только однополюсной гегемонии США, которая дала трещину в Сирии, но усилилась в Европе. Североатлантическое и болгарское совпадает не всегда. Болгарские интересы затрагивает не присоединение Крыма к России, а то, что на Украине не учитываются права болгарских меньшинств. Российский Черноморский флот угрожает не интересам Болгарии – он затрагивает североатлантические интересы Соединенных Штатов, которые не являются черноморским государством. Североатлантическое совпадает с болгарским, с европейским и русским, когда речь идет об общей угрозе – исламском терроризме.

Есть ли основания утверждать, что болгарские СМИ манипулируют обществом в пользу интересов России? Что это, по-вашему, за интересы и в чем состоит манипуляция?

– У кого-то есть опасения, что, несмотря на правоверный атлантический медийный эфир, повторяющий CNN без элемента рассуждения – нечто вроде „ТАСС уполномочен заявить“, все еще есть болгарские медиа- «маргиналы», большей частью в интернет-пространстве и с ограниченной аудиторией – далеко не массового охвата, но с другой точкой зрения. А раз такая точка зрения не атлантическая, значит, прорусская – это «украинизированная» логика, обвинение в «гибридности», то есть далекое от рационального и не имеющее нужды в доказательстве, достаточно клейма «антидемократичности». Впрочем, русофобия, нагнетаемая через СМИ, не только не создает ощущения «беспокойства» от «русской угрозы», но и культивирует массовую русофилию в качестве защитной реакции. Это, как говорится, медицинский факт.

Видите ли вы связь между этой, вынесенной на передний план общественного поля зрения, темой и предстоящим председательством Болгарии в Совете ЕС? В соцсетях множатся подозрения, что этот акт враждебности по отношению к России совершен под внешним воздействием и по причине конъюнктурной неизбежности.

– Не вижу прямой связи доклада с председательством – мы все-таки не будем председательствовать на встрече НАТО, хотя доклад написан как будто для нее. Когда документ подписан премьером, он несет за него ответственность, и всевозможные намеки о внешнем воздействии не имеют юридической силы. Последнее слово принадлежит подписавшему, а теперь мы ожидаем и слово парламента, а также президента – как главнокомандующего, который мог бы развеять «опасения» правительства относительно «русской угрозы». Что до внешнего диктата, то он более экономический и далеко не «гибридный», а прагматичный – на встрече НАТО в Брюсселе в мае этого года Трамп поставил условия сократить американские расходы в финансировании североатлантического альянса за счет европейских. Какое оправдание для этого лучше, чем «русская угроза»?

Создается впечатление, что в докладе недостает сдержанности в формулировках. Это целенаправленный вызов или просто дипломатическая неуклюжесть?

– Как вы уже убедились, формулировки переписаны из заявления НАТО после встречи в Варшаве в прошлом году, что можно отнести к дипломатической сервильности.

Какие последствия в двухсторонних отношениях Болгарии и России можно ожидать, если этот доклад получит «благословение» Народного собрания?

– У Болгарии нет исторической зацикленности в отношении России, как у балтийских государств, у Польши, но, доклад, однако, показывает, что у нас есть идеологическое бремя самого близкого союзника СССР, потому все время нужно доказывать свою лояльность новой идеологической ориентации – евроатлантической. Если посмотреть на результаты борьбы с исламистами – на то, что нас касается напрямую и является проблемой для нашей национальной безопасности – то наши партнеры заметно отстают от России, а здесь нам следовало бы сотрудничать с Россией вместо того, чтобы клеймить ее как «угрозу», в ущерб своим интересам. Болгария может быть посредником в налаживании отношений между Москвой и Брюсселем именно в качестве председателя ЕС. Если хотите, «гибридным» посредником – почему бы и нет? Это вопрос гибкости и осознанности своих интересов – не личных, не корпоративных, а государственных. Не стоит недооценивать тот факт, что идеологические штрихи к «русской угрозе» в докладе о нашей национальной безопасности являются плодом внешней и внутренней политической воли. Составившие доклад службы – это лишь инструментарий, вся ответственность ложится на политиков, представляющих обе власти – исполнительную и законодательную.

Насколько реальны предположения, что санкции, направленные на русскую элиту, помогут ей демонтировать режим Путина?

– Реакция России есть и будет асимметрична, и другой она быть не может из-за незаконченного процесса восстановления после периода 90-х. Санкции имеют долгосрочные цели не на одно будущее политическое поколение. Они метят в президентский мандат после Путина – не в предстоящие в 2018 г. выборы, а дальше, в то время, когда будет управлять его преемник. Поэтому оппозиция пытается сформировать в молодежной среде скепсис по отношению к Кремлю, который «виноват» в санкциях и связанном с ними дискомфорте. Молодежь не дает себе отчета в том, что кризис глобален, и что России – далеко не самое бесперспективное место для жизни, даже наоборот, она имеет выход на Восток и активно туда инвестирует. Пока картинка хаотичного русского быта вне мегаполисов, конечно же, смущает неокрепшее подростковое сознание, пристрастившееся к глянцевой потребительской рекламе беззаботного образа жизни. Сознание, которое одновременно прессуется все усиливающейся информационной войной.

Российская элита – постсоветская, и связана с Западом не только экономически и через образование своих наследников, но и мировоззренчески, что является проблемой, потому что формирует поведение, заряженное скрытым чужепоклонничеством. Но не будем недооценивать инстинкта русских с их молниеносной реакцией в непредсказуемой ситуации, когда на них нападают. По сути, они находятся в состоянии объявленной экономической войны, что рано или поздно мобилизует и ментально, потому что, в противном случае, они будут «съедены» конкуренцией. В данный момент, однако, мы не можем говорить о «национализации элиты». Этот термин возник в 2010-м, и все еще носит, скорее, декларативный характер.

Есть такая поговорка: «Когда паны дерутся, у холопов чубы трещат». Нависает ли над нами такая угроза?

– Думаю, более подходящее сравнение в данной ситуации содержится не в этой поговорке, а в стихотворении Христо Ботева:

Народ измучен. А пот сливают

Рекой кровавой на скорбный камень,

Терзают тело и крест вбивают:

И вмиг ржавеют людские кости,

А кровь народа взахлёб лакают

Свои мерзавцы и злые гости.

А раб всё терпит, и мы быстрее

Считаем время, считать нам надо,

С тех пор, как носим ярмо на шее ...


Беседу вела Милена Бойчева

Перевод Янины Алексеевой, специально для «Столетия»

По материалам Trud.bg


Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.



Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 13 найденных.
Анатолий Поляков
20.11.2017 12:11
Не просто складывались отношения элит России и Болгарии в прошлом (союзнические отношения с гитлеровской Германией, например). Но это не помешало появиться в стране Димитрову, одному из лидеров мирового коммунистического движения, ценность которого для Мирового сообщества не смогли опровергнуть усилия "научного" сообщества на протяжении всего 20го века. И то, что уничтожен СССР, не является подтверждением ущербности идеи.  У нас был государственный капитализм с высокой степенью социальной защищенности Граждан, что не перечеркивает возможность строительства Социализма как такового.
опять из Болгарии
26.09.2017 18:35
А-а-а-а-а… освистать венок от премьер-министра или самого премьер министра -это, как в анекдоте: «Я могу освистать (в оригинале упоминается другое действие) машину президента, но когда самого президента в ней не будет».

На последних выборах победили "неголосующие" – их было большинство. Выбирать было не из кого. А проголосовавшее меньшинство состояло в основном из сопартийцев премьера, получившее от него места у кормушки, члены их семей и друзья – социолог проф. Иво Христов подсчитал возможное количество таких людей. Получилось достаточно, чтобы партия ГЕРБ опять победила на выборах, даже подтасовывать не нужно было, возможно, на этот раз обошлось и без покупки голосов в цыганских гетто. Еще стоит заметить, что руководство ГЕРБа и БСП (социалистов) уже не шибко друг от друга отличаются, и окормляются, похоже, в одном месте – на улице «Козяк» (справка для непосвященных: на  улице с таким благозвучным названием находится посольство США в РБ)


еще из москвы
26.09.2017 10:49
Недавно в Русе освящался восстановленный кафедральный храм ( в 1975г. был взорван коммунистами). На торжество прибыл премьер-министр Болгарии. Его появление было встречено бурными аплодисментами многочисленных собравшихся. Многие подходили к нему, жали руку,  не было ни шиканий, ни гула недовольных.Если Борисов третий срок у власти, значит  именно его выбирает народ или вы думаете, что как в том анекдоте - мышь рыдала, кололась,  но ела кактус?
еще из Болгарии
25.09.2017 18:31
Вот глас народа на Шипке  в День освобождения Болгарии 2016 г. Народ, как видно, в основном молодой. Диктор объявляет: „Венок от министра-председателя Народного собрания“ (премьер-министра) Республики Болгарии“ – свист и гул. Диктор:“Венок от Посольства Российской Федерации в Болгарии“ – овации. „Венок от Генерального консула РФ в Русе“ – овации. „Венок от министра обороны Республики Болгарии“ – министра  тоже освистали.

https://www.youtube.com/watch?v=Mvn2oFoKxwI
Из Болгарии
25.09.2017 12:49
Да, бесспорно, уровни другие. В Болгарии русофобия «спускается» сверху. А агрессивное болгарофобское дилетантство пытается пробиться снизу, процент троллей и дураков, поддерживающих агрессивных дилетантов своими комментариями под их статьями, никто не считал – едва ли наберется 18 % от населения РФ. Возмущение «братушками» после сообщения в российских СМИ о подобных докладах болгарского правительства и о «перлах» бывшего президента Росена Плевнелиева будем считать справедливым, не уточняя, что Плевнелиев нам такой же «братушка», как и Петро Порошенко, а президент Радев в самом начале своего мандата (на волне всеобщей эйфории) напомнил, что он - генерал НАТО.

Откуда взялись эти 18 % в Болгарии – не знаю. Впрочем, возможно, ведь на учебниках истории, написанных при помощи Фонда «Америка для Болгарии», выросло целое поколение.
Неравнодушный
25.09.2017 10:41
Из Москвы
24.09.2017 18:54
"Вот в  Болгарии действительно русофобия планомерно воспитывается, не слишком успешно, но капля долбит камень. 18% болгар поддержали мнение правительства, что Россия - угроза для Болгарии". Уважаемый из Москвы, должен с Вами согласиться: такова политика правительства, но чтобы 18% не росло, а уменьшалось мы должны поддерживать Д. Григорову и искать наших сторонников, а не вступать с конфронтацию с "из Болгарии" ратующего с укреплении связи с Россией.Ведь в статье с чувствуется боль, что правительство Болгарии находится в зависимости от США, и вынужденна, как я понимаю, из-за экономических трудностей подчинится воле США, ЕС и идти против воли большинства  собственного народа, болгарского народа, стремящегося к дружбе с русским народом. Из 100" отнимите 18% получится 82%, которые не поддерживают правительство.
Из Москвы
24.09.2017 18:54
Ваши примеры никак не доказывают, что в России "планомерно" воспитывается болгарофобия. Агрессивное дилетантство - вот что стоит за подобными высказываниями.Вот в  Болгарии действительно русофобия планомерно воспитывается, не слишком успешно, но капля долбит камень. 18% болгар поддержали мнение правительства, что Россия - угроза для Болгарии.
Из Болгарии
23.09.2017 20:53
к "из Москвы". Если бы все было так, как Вы говорите! Но попробуйте набрать в поисковике (русском - "яндексе") "братушки-предатели", или что-то в этом роде. А вот это - свеженькое:
http://www.politnavigator.net/bolgariya-ne-zagranica.html
Было и раньше:
http://ruskline.ru/analitika/2015/01/20/v_bolgarii_nas_vse_ewe_lyubyat_ili_staruyu_druzhbu_rzha_ne_beryot/

Другое дело, что поссорить пока не получается. И слава Богу!
Неравнодушный
23.09.2017 17:00
из Болгарии
23.09.2017 14:43
Почему я с таким пристрастием отношусь к межгосударственным связям Болгарии и России? Помня многовековую совместную борьбу за освобождении от турецкого ига. Учитывая непредсказуемый характер Эрдогана, не хотелось бы усиления  экономического влияния Турции при ее выгодном географическом положении. А ведь отказ Болгарии от строительства южного потока, и замены его турецким безусловно этому служит. Понимаю,есть международные договора, регламенты, но все таки ... Больно когда предает близкий человек. Тем больше ценно усилие Григоровой не дать погаснуть искры дружбы двух славянских народов, народов единоверцев. Потому я хочу обратить внимание на эту столь злободневную статью. С уважением.
Анатолий Плужников
23.09.2017 17:57
Вот таким комментарием отметился я на ресурсе писателя-историка Николая Старикова:"Полезно народам России увидеть из этого интервью,насколько самостоятельными являются государства в Европейском Союзе.Показушная демократия для внутреннего потребления за пределами государственных границ перетекает в лояльность заказывающим музыку и платящим музыкантам зелёными, но только что в них не стреляющих! А если заказчикам танцующие дивы демонстрируют "танец живота", то развратная Европа снисходительно может подкинуть лишнюю бумажку...Вассалы за рубежом таковыми будут всегда,как бы ни надували от важности щеки перед своим электоратом!"
Думается, что и в самой Болгарии не следует тешить себя надеждами, что современная Россия, которую Запад во главе с США загнал как медведя в берлогу и ждёт с рогатиной у входа в неё либо же "добить медведя в его берлоге", не понимает главного, что это наши, русские пословицы, которые нам понятны и давно осмысленны.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 13 найденных.

Эксклюзив
26.04.2018
Владимир Малышев
Растет число западных журналистов, считающих политику оголтелой русофобии безумной.
Фоторепортаж
26.04.2018
Подготовила Мария Максимова
В Париже проходит мультимедийная выставка «Новомученики и исповедники Церкви Русской».

Создание сайтов Создание сайтов в Киеве