Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 мая 2018
Тайна гибели Сигизмунда Леваневского

Тайна гибели Сигизмунда Леваневского

Поиск пропавшей в 1937 году экспедиции продолжается
Татьяна Корсакова
14.08.2017
Тайна гибели Сигизмунда Леваневского

80 лет назад, 12 августа 1937 года, из Москвы в сторону Северного полюса и далее по направлению к городу Фэрбенксу, что на Аляске (США), стартовал четырехмоторный самолет с шестью членами экипажа на борту под командованием 35-летнего Героя Советского Союза, участника Октябрьской революции и гражданской войны (несмотря на «буржуйское» происхождение – из польской дворянской семьи) Сигизмунда Александровича Леваневского (на фото в центре). На следующий день радиосвязь с экипажем прервалась. Навсегда...

О массовых расстрелах тогда еще не знали, формулировка приговора «10 лет без права переписки» была беспрецедентно суровой, но все-таки внушала надежду. В 37-м, году 20-летнего юбилея Великой Октябрьской социалистической революции, необычайно широко отмечалось 100-летие со дня гибели А.С. Пушкина, печальный юбилей; это был поистине пушкинский год. Но всем понятной сутью того дважды юбилейного и совершенно счастливого, справедливого для многих живших тогда советских людей года стало то, что в Советском Союзе уже родилось, выросло и было по-новому воспитано поколение молодежи, для которой Советская власть была единственно родной, своей, любимой. Во многом именно эти молодые люди ценой своей жизни спасут страну от нашествия нацистов. А еще в 37-м в СССР произошел пик рождаемости, и дело тут было не в слепой природе, а в политике правительства: накануне, в 36-м, были запрещены аборты. Политика и природа словно объединились, чтобы прикрыть новыми колыбелями братские могилы безвинно убиенных, что народ осознает гораздо позже или не поймет никогда... В 1937 году СССР посетил известный немецкий писатель Лион Фейхтвангер, который в своем художественном отчете о путешествии «Москва 1937» поддержал советских людей в их «наивной гордости и усердии». Наконец, именно на 1937 год пришелся пик деятельности знаменитого посла США в СССР Джозефа Дэвиса, который чувствовал искреннюю симпатию к своему тезке Иосифу Сталину, много сделал для развития отношений между двумя великими странами, написал книгу и снял фильм о достижениях СССР и, в конце концов, был награжден советским орденом Ленина.

На советском радио и в советском кино безоговорочно царил дух оптимистической комедии и светлой драмы. Всё должно было получаться! Но получалось не всё.

Одной из самых серьезных неудач в том ярком до рези в глазах и в сердце году явился в середине августа перелет через Северный полюс Сигизмунда Леваневского, Николая Кастанаева, Виктора Левченко, Николая Галковского, Николая Годовикова и Григория Побежимова. Первую высоту – достижение точки в небе над Северным полюсом первый пилот взял легко. Гибельные сложности начались на последней трети пути. Главной из них, скорее всего, стало обледенение корпуса самолета.

– Уже на высоте трех тысяч метров резко понижается температура воздуха, – объясняет мне Ю.П. Сальников, руководитель российской части совместной с США экспедиции по поиску самолета Леваневского. – Они не раз протыкались сквозь облака. А это влага. И их самолет обледенел до «белого фарфора». Это знаете, как? Не кусочки льда, а слитый лед. Он тяжелый, и тянет самолет вниз.

– Как это всё обидно. Леваневский летел по куда более короткому маршруту, чем экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова, которые удачно долетели до Америки через Северный полюс летом того же 1937 года, – всего 6650 километров...

– Действительно, это был до метра рассчитанный самый короткий маршрут от Москвы до первого значительного города на территории США. Наши политики пытались при этом еще и выстроить свою дипломатическую игру: раз те, первые, перелеты оказались столь успешны, то если маршрут Леваневского еще короче, давайте объявим его первым пробным рейсом на будущей международной трассе «Москва – Северный полюс – Фэрбенкс»! Чкалов и Громов летели из Москвы сразу в Америку – Сиэтл, Сан-Франциско, а мы-то после полюса свернули вправо, на Аляску... Я имею в виду экипаж Леваневского, конечно.

Юрий Петрович уточнил, поправился, но оговорка оказалась знаменательной: «Мы».

Тележурналист, кинодокументалист, действительный член Русского географического общества и член Союза кинематографистов РФ, Ю.П. Сальников уже несколько десятков лет занимается вместе с более молодыми коллегами поисками пропавшего экипажа и самолета Леваневского.

Два раза, в 2013 и 2015 годах, летал на Аляску. Два года назад заручился поддержкой местного жителя, хорошо образованного эскимоса-инуита Джеймса Таалака из деревни Нюксут, который отвечает за международные связи этой деревни с остальным миром: «Приезжайте еще, поможем, чем можем». В тех местах все эскимосы знают о беде русских, которые, возможно, именно там потеряли своих товарищей.

Но почему, почему потеряли?

Юрий Петрович Сальников рассказывает о двух возможных причинах трагедии:

– Те первые, Чкалов и Громов, были по профессии летчиками-испытателями. При полете они, возможно, лучше чувствовали свои самолеты, начинали маневрировать, спускаться-подниматься, чтобы солнце наверху, над облаками, растопило лед и не случилось обледенения... Леваневский же был опытным полярным летчиком, но летчиком-испытателем он не был.

– А что еще?

– Слишком короткие сроки усовершенствования самолета. Лететь должны были на самолете ДБ-А конструкции В.Ф. Болховитинова. Аббревиатура расшифровывается как дальний бомбардировщик «Академия». Это был бомбардировщик очень высокого класса. Было принято решение сделать его гражданским судном, самолетом полярной авиации. Официально на модернизацию дали в приказе три месяца. Но наступала полярная зима, полярная ночь, и Михаил Каганович, высокопоставленное лицо в авиационной промышленности, брат Лазаря Моисеевича Кагановича, стал требовать завершить все переделки за два-полтора месяца. Болховитинову стало плохо. Но... приказ есть приказ. Конструкторы, рабочие и экипаж были вынуждены переехать жить на аэродром, и в результате уложились в полтора месяца. Отныне самолет назывался Н-209.

Тогда, в августе 1937-го, сразу после того, как 13-го числа связь с Н-209 прервалась, на поиски экипажа Леваневского были брошены все силы.

Начальник Главсевморпути, известнейший исследователь Арктики, Герой Советского Союза, ученый-математик, академик, будущий вице-президент АН СССР О.Ю. Шмидт заявлял журналистам, что в этих поисках участвуют 15 отечественных и 7 американских самолетов. От мыса Шмидта в советском секторе Арктики в сторону мыса Барроу на Аляске вышел ледокол «Красин». Принимались все версии того, где приземлился или где упал самолет Н-209: побережье Аляски (США), приполярные острова Канады, Чукотка, Якутия... Основные поиски предполагались в двухстах милях восточнее мыса Барроу, у мыса Оликток, где эскимосы именно в те дни видели падение «большого самолета».

В организации поисков активнейшее участие принял журналист и дипломат, сотрудник дипмиссии в США, затем Поверенный в делах СССР в США, далее Чезвычайный и Полномочный посол нашей страны в Соединенных Штатах Америки К.А. Уманский. Но его усилия не завершились успехом. Да и самого дипломата ждала ужасная судьба. В 1943 году его дочь, школьница Нина Уманская была застрелена на Б. Каменном мосту в Москве неподалеку от Дома на Набережной, по версии следствия, сыном другого высокопоставленного советского деятеля, сразу же покончившим с собой. А через неполные два года Константин Александрович Уманский, к тому времени посол СССР в Мексике и по совместительству в Коста-Рике, погиб с женой в авиакатастрофе по пути в Коста-Рику...

Исследователь судьбы Сигизмунда Леваневского и многих других покорителей Арктики Ю.П. Сальников убежден в том, что трагедия или, возможно, на первых порах драма с экипажем Леваневского произошла в районе аляскинского мыса Барроу. Его версия такова:

«Спустя 80 лет поражает мнение Уманского, наверняка согласованное с О.Ю. Шмидтом, что где-то ближе к Аляске на дрейфующем льду расположился "лагерь Леваневского". Но "Красин" оказался бессильным против паковых льдов, забивших бухту плоского мыса Барроу. Радиоинженер С. Смирнов к перелёту смонтировал и привёл в действие радиолокатор в Фэрбенксе для контроля полёта Н-209 после полюса.

Но сведений о его работе не сохранилось. Радиостанция "Красина" стала служить радиоприводом для поисковых полётов со стороны Аляски. Самолёт У-2 выгрузили на лёд с ледокола, и лётчик Котюхов попытался взлететь с соседней льдины, но наткнулся на торос и сломал винт. Восточный ветер нагнал в бухту лёд. Летающая лодка (гидросамолет – Т.К.) В. Задкова пришвартовалась к большому ледяному полю. Поднялся сильный восточный ветер. Льды пришли в движение, и члены экипажа Задкова стали баграми отпихивать льдины. Поднять самолёт на ледокол оказалось невозможно, и льды раздавили летающую лодку. Активно наступали зимние морозы. "Красину" пришлось возвращаться домой на Чукотку. Летчик А. Грацианский прилетел в Барроу, совершил несколько поисковых полётов. Благополучно искал и "приледнялся" и на лыжах в Барроу. Наступала полярная ночь. Экипажу Грацианского, по просьбе мэра Фэрбенкса, пришлось на обратном пути остановиться в их аэропорту и встретиться с местными жителями и мэром. Грацианский рассказал об экипаже Леваневского и задачах Вилкинса, который запланировал поисковые полёты во время полярной ночи при лунном освещении. Местные жители рассказали ему, что видели огни в океане и в прибрежных горах, но специалисты объяснили, что это был свет Юпитера. Такая же ошибка была у Папанина: кто-то увидел оранжевый свет, идущий от горизонта. Они вообразили, что к ним идёт экипаж Леваневского – фонариком "летучая мышь" светит – и побежали навстречу, пока Е. Фёдоров не закричал: "Да это же Венера!".

…Если обледенение самолёта привело к вынужденной посадке – или машина ушла под воду – это трагический финал перелёта.

Но в конце аварийной радиограммы с борта самолета Леваневского была осторожная фраза: "Предполагаем совершить посадку..."

До папанинцев нужно было лететь 250-300 км при сильном попутном ветре. Четверка полярников несколько дней очищала полосу от торосов и рисовала посадочные знаки. Из всех вариантов поворотов к Гренландии, острову Элсмир (600-700 км), побережью Аляски (1500-1700 км) папанинская льдина – наиболее предпочтительная точка посадки 13 августа 1937 г. Почему-то экипаж не использовал такую возможность. Эту гипотезу никогда не обсуждали.

В 80-годах прошлого века научный сотрудник Ленинградского научно-исследовательского института Арктики и Антарктики (ААНИИ) Л.П. Куперов изучил материалы наблюдений в августе 1937 г. и установил, что приборы полярной станции в бухте Тихая (Земля Франца-Иосифа) и Гринвичской обсерватории зафиксировали вспышку на Солнце 12 августа 1937 г. Она привела приполюсной район ионосферы к возмущению и к ограниченному прохождению радиоволн...

Наконец, самая интересная находка – в Архиве внешней политики российского МИДа – «Записка» доктора Х. Келлемса – священника и путешественника, приплывшего на собственной шхуне «Пандора» на мыс Барроу осенью 1938 года. Он доставил самодельный памятник Вилли Посту и его другу-журналисту У. Роджерсу: они погибли при подготовке к перелёту в 1935 г. через Северный полюс в СССР. От трёх инуитов он узнал, что 15 августа (?) 1937 года, год назад, они услышали громкий шум моторов и увидели "летательный аппарат", который быстро летел между островками Тэтис и Спай в море Бофорта. Неожиданно он упал в воду, вызвав большой всплеск. Был дождь и небольшой шторм, который стих к утру. Охотники подплыли на каяках и увидели большое масляное пятно, захлестнувшееся на Тэтис. Несколько суток Х. Келлемс с инуитами искал место катастрофы. Но начиналась зима, и шхуна вернулась в Калифорнию – домой. Келлемс поверил охотникам, написал "Записку" в советское посольство и был уверен, что Советский Союз пригласит его участвовать в поисках на следующий год, но началась Вторая мировая война...

Только в 1989 г. доктор Д. Стоун – директор Института геофизики при университете г.Фэрбенкса (Аляска) провёл поисковую экспедицию со своими аспирантами и волонтёрами. В 1990 г они обнаружили более 20 аномалий. С 2013 г. к американцам присоединилась небольшая российская поисковая группа, которая получила Грант Русского Географического Общества (1.5 млн рублей и добровольное пожертвование от Газпрома – тоже 1,5 млн руб.).

Когда президент России В. Путин вручал сертификат Гранта члену нашей поисковой группы, он твердо сказал: "Леваневского надо обязательно найти!".

Обрадованная таким напутствием, наша группа побывала на островах Тэтис и Спай в море Бофорта и узнала, что глубина шельфа там всего 6 метров. Но в 2013 году мы прилетели слишком поздно: начиналась зима – сильные ветры, молодой лёд, опасный для резиновых лодок «Зодиак» геофизиков. Командир вертолёта Рон Шердаун, ветеран Арктики (ищет самолёт Леваневского с 1962 года!) убедил нас перенести поиски на следующий год. Экспедиция по извлечению аномалий планировалась на 2014 год, но начались санкции. В 2015 г. нам удалось слетать в Барроу и в инуитскую деревню Нюксут, чтобы встретиться с родственниками тех охотников, которые видели падение большого самолёта в 1937 г. Внук одного из свидетелей рассказал, что в 1998 г. он с братом отправился охотиться на кита (в каяке было четыре человека). Неожиданно лодка налетела на подводное препятствие, и мотор заглох. Осмотр показал, что винт был повреждён. Лодку отбуксировали к берегу. Винт заменили. Больше столкновений не было... Когда в 2016 г. мы обратились в наше Географическое общество, получили ответ: найдите самолёт, тогда мы будем искать средства. К сожалению, американские поисковики тоже не получили поддержки в 16-17 годах, хотя американский Посол в РФ Д. Тэффт поддержал идею экспедиции и рекомендовал подать заявку на американский Грант 2017 года. Но наши коллеги с Аляски не успели оформить все документы вовремя...

В США и Канаде члены поисковой группы объявили сбор добровольных пожертвований. Разгадка трагической «мистерии Леваневского» сейчас стоит, по утверждению американских коллег, всего $ 30-40 тысяч. Доктор Дэвид Стоун хранит карту, где обозначено место каждой аномалии – их надо извлечь с глубины 6 метров и идентифицировать находки в Сиэтле на "Боинге" или в Москве в Космическом Центре им М.В. Хруничева (в 30-х годах прошлого века он назывался 22-м авиазаводом и построил этот четырёхмоторный самолёт Н-209 для трансполярного перелёта)».

Кстати, в понедельник, 14 августа 2017 года, в Центре имени Хруничева состоялся митинг с возложением цветов к памятнику экипажу Сигизмунда Леваневского.

Больше таких памятников на территории России нет. Есть в Польше, в городе Сокулка, – и сразу двум Леваневским: советскому летчику Сигизмунду и его брату Юзефу, польскому летчику, погибшему в авиакатастрофе на территории СССР, когда он пытался поставить рекорд на дальность перелета. То было время гибельных рекордов.

Юрию Сальникову – 82 года. Его американский коллега Дейв Стоун на два года старше, и он уже на пенсии. Готов внести $ 5 тысяч личных сбережений и надеется на добровольные пожертвования, чтобы собрать необходимые средства для поисков самолета Леваневского с воды или со льда в 2018 году. Может, и россияне помогут?

Не будет большим преувеличением сказать, что два удачных перелета через Северный полюс в США под руководством Валерия Чкалова и Михаила Громова, а особенно совместные поиски пропавшей экспедиции Сигизмунда Леваневского, происходившие всего за два года до начала Второй мировой войны, необыкновенно сблизили советский и американский народы, немало поспособствовали тому, что мы стали союзниками в борьбе против общего врага с его человеконенавистнической дурью. То, что американцы и русские сейчас вместе крутятся вокруг Земли на международной космической станции, объясняется не только надежностью и продвинутостью нашей техники и платежеспособностью американцев или какими-то иными причинами, но и тем, что несколько поколений назад мы стали почти друзьями. Люди неблизких идеологий в той совместной радости и совместной печали поняли, что общего между нами гораздо больше, чем противоречий.

А меня все мучает вопрос – трудно поверить, что святое дело поисков следов пропавшей экспедиции Сигизмунда Леваневского и его пяти товарищей держится только на энтузиазме двух немолодых людей – русского и пенсионера-американца – и энергичном предложении президента России «Леваневского надо обязательно найти». Разве не должна широкая общественность поддержать усилия Юрия Сальникова с Дейвом Стоуном и призыв Владимира Владимировича «найти Леваневского»?


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».




Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

КОТТ
20.02.2018 17:21
Всего лишь 2 РЕАЛЬНЫХ и многократно подтвержденных грамотными специалистами факта:

1. От крайней точки, достоверно определяемой по карте, после аварийного сообщения о полном выходе из строя (читай остановке) крайнего правого двигателя - Н-209 конструктивно отклонялся от курса ТОЛЬКО! и исключительно в правую сторону! И никуда больше.
2. Опять , на тех же основаниях: После аварийного снижения, если предположить, что самолет УДАЛОСЬ! удержать в режиме управляемого полета, то сам полет в силу неумолимо, логически сложившихся условий НЕ мог долететь ни до канады, ни до якутии ...
Все остальное росказни и домыслы.
Спейс
04.01.2018 18:48
Нет средств на поиски самолета Леваневского? Ничего! Зато у российских толстосумов самые большие в мире яхты. Это ли не гордость?
евген
26.11.2017 4:43
Народ,вы о чем!?Тут вертолет еле нашли,четко зная,где он рухнул...А там сотни и сотни километров!!!
Хмурый
15.08.2017 4:04
Читаешь статью и стыдно за Россию становится, за ее героев. Газпром и РГО выделили, вместе, три (ТРИ!!!) миллиона рублей! ПОЗОР! У нас есть деньги на съемки бездарных фильмов, и выпуск дурацких книг, на проведение слетов гайдаровских последышей, на строительство алкаш-центров и прочую ерунду (хотелось бы покрепче, но цензура не пропустит). На это деньги есть, миллиарды рублей. Но нет денег ни на помощь больным детям, ни на должное образование, ни, тем более, на розыск пропавших героев, а "денег нет, но вы держитесь" стало характеристикой положения в стране.

Тому же РГО, как мне кажется, стоит объявить сбор денег на финансирование экспедиции по поиску Леваневского. Уверен, что денег будет собрано гораздо больше, чем отжалел в свое время олигарх Миллер.  
Костя
14.08.2017 23:10
Хорошо, что вспомнили о полёте Леваневского. Следовало бы, наверно, упомянуть и о полётах на поиски его самолёта наших полярных лётчиков с о-ва Рудольфа (Земля Франца Иосифа).Удачи группе Ю.Сальникова!

Эксклюзив
26.04.2018
Владимир Малышев
Растет число западных журналистов, считающих политику оголтелой русофобии безумной.
Фоторепортаж
26.04.2018
Подготовила Мария Максимова
В Париже проходит мультимедийная выставка «Новомученики и исповедники Церкви Русской».

Создание сайтов Создание сайтов в Киеве